6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Содержание

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Погладьте новорожденному ладонь – и малыш сожмет ладонь в кулак. Иногда ребенок так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх – это называется рефлексом Робинзона. В качестве тренировки вкладывайте спокойному малышу в руки свои пальцы и аккуратно приподнимайте его. Повторять такое упражнение следует порядка 10 раз в день.

Если положить малыша на живот, он начнет ползти. Попробуйте приставить к его подошвам ладонь – ребенок оттолкнется от нее и еще быстрее поползет вперед! Играйте подобным образом по 10-15 минут в день, если у Вашего малыша есть настроение – очень скоро вы заметите, насколько более активным и ловким он стал.

Сведения об образовательной организации

Противодействие коррупции

Городские конкурсы и фестивали

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социальной сферы

Информация об организации работы по формированию и сопровождению групп детей в ФГБОУ «Смена»

Думский вестник

Социальное телевидение

ТВ сюжеты о нас

Видеоматериалы о деятельности Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Социальные сети

«Успех» – школа детско-родительского взаимодействия и раннего развития детей от 6 месяцев до 7 лет.

Руководитель – Отличник народного просвещения Российской Федерации Ирина Юрьевна КОСИЦКАЯ

Раннее развитие – это «обучение» ребенка в младенчестве и до 7 лет. Именно в этот период обучению и воспитанию малыша следует уделять особенно большое внимание. Почему? Да потому, что этот возраст, по мнению психологов, определяет все будущее развитие человека, ведь в первые шесть месяцев после рождения мозг ребенка достигает половины своего взрослого потенциала. К трем годам его рост завершен на две трети, а к восьми — закончен!

Читать еще:  Как отличить galaxy s5 копии. Китайский ужас: некачественная копия Samsung GALAXY S5

Под ранним развитием родители часто понимают способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает гармоничное формирование личности маленького человека, то есть получение им и основных понятий об окружающем мире, и физические занятия и упражнения, и формирование творческих способностей, и навыков самообслуживания. И самое главное: до 7 лет малыш впитывает новые знания с легкостью, удовольствием и без дополнительной мотивации.

Конечно, с ребенком можно и нужно заниматься дома, но, как показывает педагогическая практика, более эффективно процесс развития малыша идет в малых (не более 7 человек) группах. Занимаясь в «школе», малыш не просто получает новые знания, он учится учиться: ставить перед собой задачи – пусть маленькие, но такие необходимые (например, самостоятельно поставить еще один кубик, нарисовать круг или просто убрать за собой краски), логически мыслить и делать свои первые выводы. Он тренирует память, развивает мелкую и крупную моторику, у него постепенно, день за днем, повышается концентрация внимания. И еще очень важный момент: ребенок учится быть самостоятельным и приобретает навыки общения в социуме.

С учетом всех этих особенностей становления личности ребенка и строится работа в школе раннего развития «Успех».

• В группах занимается по 5-6 малышей. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и найти к нему индивидуальный подход. Каждая из групп решает свои возрастные задачи и работает по специальной программе.

• В зависимости от возраста детей варьируется и время занятий – от 20 минут до часа. Большая часть из них проходит в форме игры и включает различные виды деятельности, что делает обучение более интересным и эффективным

• На занятиях дети учатся общаться друг с другом и взрослыми: просить помощи, решать спорные вопросы, просто дружить. Причем, новые друзья появляются не только у малышей, но и их родителей.

• Педагоги и психологи обязательно включают в занятия элементы методик Зайцева, Никитиных, Монтессори, Дьенеша и Воскобовича, пользуются инструментарием песочной и сказкотерапии.

• Для детей от 2 до 6 лет открыты группы неполного дня. Если вам необходимо оставить ребенка на непродолжительный (не более 3 часов) срок под присмотром опытного педагога, мы к вашим услугам!

• В конце каждого занятия педагог дает родителям обратную связь: что достиг ребенок на занятии и над чем необходимо работать для дальнейшего развития

Как проходят занятия в «Успехе»?

В уроки включаются:

Пальчиковая гимнастика и артикуляционные игры: с помощью ладошек дети «надувают» шарики или показывают пальчиками, как зайчик шевелит ушами, какие у ежика иголки, или «пекут» пирожки для любимых мам. И все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают занятия в увлекательную, эмоциональную игру.

Занятия, направленные на развитие речи, включают в себя прослушивание сказок, стихов и потешек, составление рассказов по картинкам, придумывание историй на заданную тему, отгадывание загадок, ответы на вопросы и игры со словами.

Музыкальные занятия: вместе с педагогом ребята разучивают веселые песенки и играют на народных инструментах (деревянных ложках, бубнах, трещотках и т.д.). В основу занятий положена система музыкального воспитания Железновых.

Ритмика: представляет собой систему физических упражнений под музыку для развития чувства ритма и крупной моторики. В основу музыкального сопровождения положена система музыкального воспитания Железновых.

Физические упражнения: не только укрепят здоровье вашего малыша, но и обеспечат правильное физическое развитие, расширят функциональные возможности развивающегося организма, научат кроху ориентироваться в пространстве, координировать движения и удерживать равновесие, а также помогут в профилактике простудных заболеваний. Большинство физических упражнений сопровождается веселыми стихами и потешками. На занятиях могут использоваться погремушки, спортивные дорожки, игрушки, развивающие коврики, большие и маленькие мячи, обручи и другие спортивные снаряды.

Развивающие игры: кубики Зайцева, рамки Монтессори, игры Никитиных, блоки Дьенеша, развивающие игры Воскобовича, палочки Кюизинера, различные виды лото и большое количество других развивающих игр и упражнений, направленных на формирование интеллектуальной деятельности малыша.

Основы математики: здесь малыши познакомятся с цифрами; узнают простые геометрические формы; разбирают такие понятия, как «один – много», «больше – меньше – столько же», «плюс – минус – равно» и т.д.

Обучение чтению: первое знакомство с азбукой, игры с буквами, кубики Зайцева, песенка Алфавита, звуковые дорожки и прятки со слогами – все это поможет сделать малышу первые шаги в мир чтения.

Рисование: на занятиях малыш научится рисовать пальчиками, кисточкой, губкой, зубной щеткой; делать цветные брызги; узнает, как нажать на карандаш, чтобы линия получилась толстой или тонкой; увидит, какие узоры получаются на мокром листе и т.д.

Лепка: развиваем пальчики с помощью пластилина, глины, теплого воска и соленого теста.

Знания об окружающем мире: малыш познакомится с дикими и домашними животными; узнает, какие бывают виды транспорта; чем овощи отличаются от фруктов и что за весной следует лето. Ребята на каждом занятии будут делать для себя маленькие открытия о нашем мире.

Психологические игры помогут детям научиться дружить, взаимодействовать друг с другом, просить помощь или совет; научат малыша управлять своими эмоциями и победить страхи, заботиться о животных и уважать старших, а также различать плохое и хорошее. В работе могут быть использованы карточки, рисунки, плакаты. Сюда же относят сказкотерапию, психологический театр и различные ролевые игры и упражнения.

Творческая деятельность развивает воображение и фантазию детей при работе с природными материалами (желудями, шишками, каштанами, листьями и т.д.). На занятиях малыши учатся делать аппликацию обрезную (с использованием ножниц), обрывную (рвут бумагу на мелкие кусочки), объемную; конструировать из бумаги путем сгибания, многократного складывания или склеивания

Песочная и сказкотерапия, направленные на развитие речи, эмоций и воображения, преодоление тревожных состояний.

Развивающие группы

от 6 до 12 месяцев

Продолжительность — 1 час 1 раз в неделю в группах по 5-7 человек

— Массаж в игровой форме

— Творческое развитие (рисование пальчиковыми красками, лепка из теста)

— Знакомство с музыкальными инструментами (бубенцы, ложки, колокольчики, маракасы)

— Развитие чувства ритма и музыкального слуха

— Гимнастика с потешками

— Эмоциональные и интеллектуальные игры

— Первые навыки общения со сверстниками в группе

от 1 года до 2 лет

Продолжительность — 1 час по 2 раза в неделю в группах по 5-7 человек

Программа ориентирована на укрепление здоровья детей, их музыкальное и интеллектуальное развитие. Дети занимаются вместе с мамами, папами, нянями.

Структура занятий

В течение часа педагог строит занятие как чередование различных игр и песен. Чтобы не утомлять малышей, каждый фрагмент длится 5-10 минут. Занятия завершаются чаепитием и музыкальной сказкой.

Содержание занятий

Оздоровительная гимнастика:

— развитие крупной и средней моторики тела;

— обучение приемам самомассажа;

— обучение приемам релаксации;

— обучение элементам ритмики.

Музыкальные занятия:

— программа по развитию музыкального слуха;

— развитие чувства ритма;

— знакомство с народным творчеством (песни, танцы, сказки, потешки);

— распознавание голосов музыкальных инструментов (образно-игровые занятия).

Психологическое сопровождение детей и родителей:

— развивающие и обучающие игры с элементами песочной и арт-терапии;

— социализация детей в группе (обучение навыкам общения);

— творческое развитие (рисование, поделки из природных материалов, лепка, аппликация);

— развитие памяти, внимания и речи;

— наблюдение за сменой времен года и знакомство с животным и растительным миром.

Развивающие занятия для детей от 2 до 4 лет в группах до 7 человек

Продолжительность до 1,5 часов по два раза в неделю.

• знания об окружающем мире

• математические основы (цифры, счет, геометрические фигуры, цвет)

• развитие речи, буквы

• развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)

• физическое развитие (игры с мячом, обручем, подвижные игры)

• специальные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

Кроме того каждый урок включает творческую часть — рисование, лепку, аппликацию, на которой малыш вначале с помощью взрослых, а потом самостоятельно создает какую-либо поделку, что способствует развитию его воображения и мелкой моторики.

На занятиях мягко и безболезненно происходит социализация малыша. Первые занятия проводятся при участии родителей. По мере адаптации ребенок начинает заниматься самостоятельно. Дети под присмотром педагогов учатся общаться друг с другом и со взрослыми, приобретают коммуникативные навыки и способы разрешения конфликтных ситуаций.

от 4 до 7 лет

Комплексная программа развития и воспитания. Форма обучения — игра. Главная задача — сформировать психологическую и интеллектуальную готовность ребёнка к школе, что означает желание получать знания, контактность, умение выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе. Это готовность к сотрудничеству с учителем, умение внимательно слушать и самостоятельно действовать по заданию педагога.

Занятия включают следующие предметы:

◾ арт-терапия (рисунок, лепка, живопись);

◾ природа и окружающий мир;

◾ этикет для малышей;

◾ английский язык для маленьких полиглотов;

◾ развитие элементарных математических представлений (весёлый счёт);

◾ подготовка ребенка к школе.

Проведение праздников

Хотите порадовать своего ребенка в День Рождения и устроить праздник для него и его друзей? В «Успехе» проводят дни рождения и другие детские праздники. Мы берем все хлопоты на себя!

На каждую возрастную группу мы готовим соответствующую развлекательную программу, сюжет которой будет интересен и детям, и их родителям. Наше обязательное правило: активными участниками действия становятся и именинники, а также их маленькие и взрослые гости. Скучать и тихо сидеть в уголке ни у кого не получится!

А еще мы организуем сладкий стол и обеспечим праздник всей необходимой атрибутикой, начиная от подбора грима и костюмов и заканчивая фейерверком из мыльных пузырей! На празднике обязательно работает творческая и фотомастерская, и каждый гость унесет с собой на память о празднике поделку и фотографию в специальной рамочке! В канву сюжета может быть вставлен кукольный спектакль. Ну и, конечно же, обязательный атрибут праздника – именинный торт со свечами.

Время проведения праздников:

• суббота с 12 до 19 часов

• воскресенье с 12 до 16 часов

Справки по телефонам: (812) 314-17-45

Погладьте новорожденному ладонь – и малыш сожмет ладонь в кулак. Иногда ребенок так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх – это называется рефлексом Робинзона. В качестве тренировки вкладывайте спокойному малышу в руки свои пальцы и аккуратно приподнимайте его. Повторять такое упражнение следует порядка 10 раз в день.

Если положить малыша на живот, он начнет ползти. Попробуйте приставить к его подошвам ладонь – ребенок оттолкнется от нее и еще быстрее поползет вперед! Играйте подобным образом по 10-15 минут в день, если у Вашего малыша есть настроение – очень скоро вы заметите, насколько более активным и ловким он стал.

Современные методики развития детей дошкольного возраста

Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.

Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога. Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.

Методика Никитиных

Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных. Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам.

Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.

Вальдорфская школа

Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.

В Вальдорфской школе ребенок будет наслаждаться природой, петь, танцевать, а не сидеть за пособиями и учебниками.

Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку. Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки. Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений.

Читать еще:  Как делать скрин шоты. Как сделать скрин шот на компе с помощью клавиши Print Screen

Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.

Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его. Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий. Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет.

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Сведения об образовательной организации

Противодействие коррупции

Городские конкурсы и фестивали

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социальной сферы

Информация об организации работы по формированию и сопровождению групп детей в ФГБОУ «Смена»

Думский вестник

Социальное телевидение

ТВ сюжеты о нас

Видеоматериалы о деятельности Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Социальные сети

«Успех» – школа детско-родительского взаимодействия и раннего развития детей от 6 месяцев до 7 лет.

Руководитель – Отличник народного просвещения Российской Федерации Ирина Юрьевна КОСИЦКАЯ

Раннее развитие – это «обучение» ребенка в младенчестве и до 7 лет. Именно в этот период обучению и воспитанию малыша следует уделять особенно большое внимание. Почему? Да потому, что этот возраст, по мнению психологов, определяет все будущее развитие человека, ведь в первые шесть месяцев после рождения мозг ребенка достигает половины своего взрослого потенциала. К трем годам его рост завершен на две трети, а к восьми — закончен!

Под ранним развитием родители часто понимают способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает гармоничное формирование личности маленького человека, то есть получение им и основных понятий об окружающем мире, и физические занятия и упражнения, и формирование творческих способностей, и навыков самообслуживания. И самое главное: до 7 лет малыш впитывает новые знания с легкостью, удовольствием и без дополнительной мотивации.

Конечно, с ребенком можно и нужно заниматься дома, но, как показывает педагогическая практика, более эффективно процесс развития малыша идет в малых (не более 7 человек) группах. Занимаясь в «школе», малыш не просто получает новые знания, он учится учиться: ставить перед собой задачи – пусть маленькие, но такие необходимые (например, самостоятельно поставить еще один кубик, нарисовать круг или просто убрать за собой краски), логически мыслить и делать свои первые выводы. Он тренирует память, развивает мелкую и крупную моторику, у него постепенно, день за днем, повышается концентрация внимания. И еще очень важный момент: ребенок учится быть самостоятельным и приобретает навыки общения в социуме.

Читать еще:  Универсальный драйвер для pci устройства. Как обновить драйверы Контроллер PCI

С учетом всех этих особенностей становления личности ребенка и строится работа в школе раннего развития «Успех».

• В группах занимается по 5-6 малышей. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и найти к нему индивидуальный подход. Каждая из групп решает свои возрастные задачи и работает по специальной программе.

• В зависимости от возраста детей варьируется и время занятий – от 20 минут до часа. Большая часть из них проходит в форме игры и включает различные виды деятельности, что делает обучение более интересным и эффективным

• На занятиях дети учатся общаться друг с другом и взрослыми: просить помощи, решать спорные вопросы, просто дружить. Причем, новые друзья появляются не только у малышей, но и их родителей.

• Педагоги и психологи обязательно включают в занятия элементы методик Зайцева, Никитиных, Монтессори, Дьенеша и Воскобовича, пользуются инструментарием песочной и сказкотерапии.

• Для детей от 2 до 6 лет открыты группы неполного дня. Если вам необходимо оставить ребенка на непродолжительный (не более 3 часов) срок под присмотром опытного педагога, мы к вашим услугам!

• В конце каждого занятия педагог дает родителям обратную связь: что достиг ребенок на занятии и над чем необходимо работать для дальнейшего развития

Как проходят занятия в «Успехе»?

В уроки включаются:

Пальчиковая гимнастика и артикуляционные игры: с помощью ладошек дети «надувают» шарики или показывают пальчиками, как зайчик шевелит ушами, какие у ежика иголки, или «пекут» пирожки для любимых мам. И все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают занятия в увлекательную, эмоциональную игру.

Занятия, направленные на развитие речи, включают в себя прослушивание сказок, стихов и потешек, составление рассказов по картинкам, придумывание историй на заданную тему, отгадывание загадок, ответы на вопросы и игры со словами.

Музыкальные занятия: вместе с педагогом ребята разучивают веселые песенки и играют на народных инструментах (деревянных ложках, бубнах, трещотках и т.д.). В основу занятий положена система музыкального воспитания Железновых.

Ритмика: представляет собой систему физических упражнений под музыку для развития чувства ритма и крупной моторики. В основу музыкального сопровождения положена система музыкального воспитания Железновых.

Физические упражнения: не только укрепят здоровье вашего малыша, но и обеспечат правильное физическое развитие, расширят функциональные возможности развивающегося организма, научат кроху ориентироваться в пространстве, координировать движения и удерживать равновесие, а также помогут в профилактике простудных заболеваний. Большинство физических упражнений сопровождается веселыми стихами и потешками. На занятиях могут использоваться погремушки, спортивные дорожки, игрушки, развивающие коврики, большие и маленькие мячи, обручи и другие спортивные снаряды.

Развивающие игры: кубики Зайцева, рамки Монтессори, игры Никитиных, блоки Дьенеша, развивающие игры Воскобовича, палочки Кюизинера, различные виды лото и большое количество других развивающих игр и упражнений, направленных на формирование интеллектуальной деятельности малыша.

Основы математики: здесь малыши познакомятся с цифрами; узнают простые геометрические формы; разбирают такие понятия, как «один – много», «больше – меньше – столько же», «плюс – минус – равно» и т.д.

Обучение чтению: первое знакомство с азбукой, игры с буквами, кубики Зайцева, песенка Алфавита, звуковые дорожки и прятки со слогами – все это поможет сделать малышу первые шаги в мир чтения.

Рисование: на занятиях малыш научится рисовать пальчиками, кисточкой, губкой, зубной щеткой; делать цветные брызги; узнает, как нажать на карандаш, чтобы линия получилась толстой или тонкой; увидит, какие узоры получаются на мокром листе и т.д.

Лепка: развиваем пальчики с помощью пластилина, глины, теплого воска и соленого теста.

Знания об окружающем мире: малыш познакомится с дикими и домашними животными; узнает, какие бывают виды транспорта; чем овощи отличаются от фруктов и что за весной следует лето. Ребята на каждом занятии будут делать для себя маленькие открытия о нашем мире.

Психологические игры помогут детям научиться дружить, взаимодействовать друг с другом, просить помощь или совет; научат малыша управлять своими эмоциями и победить страхи, заботиться о животных и уважать старших, а также различать плохое и хорошее. В работе могут быть использованы карточки, рисунки, плакаты. Сюда же относят сказкотерапию, психологический театр и различные ролевые игры и упражнения.

Творческая деятельность развивает воображение и фантазию детей при работе с природными материалами (желудями, шишками, каштанами, листьями и т.д.). На занятиях малыши учатся делать аппликацию обрезную (с использованием ножниц), обрывную (рвут бумагу на мелкие кусочки), объемную; конструировать из бумаги путем сгибания, многократного складывания или склеивания

Песочная и сказкотерапия, направленные на развитие речи, эмоций и воображения, преодоление тревожных состояний.

Развивающие группы

от 6 до 12 месяцев

Продолжительность — 1 час 1 раз в неделю в группах по 5-7 человек

— Массаж в игровой форме

— Творческое развитие (рисование пальчиковыми красками, лепка из теста)

— Знакомство с музыкальными инструментами (бубенцы, ложки, колокольчики, маракасы)

— Развитие чувства ритма и музыкального слуха

— Гимнастика с потешками

— Эмоциональные и интеллектуальные игры

— Первые навыки общения со сверстниками в группе

от 1 года до 2 лет

Продолжительность — 1 час по 2 раза в неделю в группах по 5-7 человек

Программа ориентирована на укрепление здоровья детей, их музыкальное и интеллектуальное развитие. Дети занимаются вместе с мамами, папами, нянями.

Структура занятий

В течение часа педагог строит занятие как чередование различных игр и песен. Чтобы не утомлять малышей, каждый фрагмент длится 5-10 минут. Занятия завершаются чаепитием и музыкальной сказкой.

Содержание занятий

Оздоровительная гимнастика:

— развитие крупной и средней моторики тела;

— обучение приемам самомассажа;

— обучение приемам релаксации;

— обучение элементам ритмики.

Музыкальные занятия:

— программа по развитию музыкального слуха;

— развитие чувства ритма;

— знакомство с народным творчеством (песни, танцы, сказки, потешки);

— распознавание голосов музыкальных инструментов (образно-игровые занятия).

Психологическое сопровождение детей и родителей:

— развивающие и обучающие игры с элементами песочной и арт-терапии;

— социализация детей в группе (обучение навыкам общения);

— творческое развитие (рисование, поделки из природных материалов, лепка, аппликация);

— развитие памяти, внимания и речи;

— наблюдение за сменой времен года и знакомство с животным и растительным миром.

Развивающие занятия для детей от 2 до 4 лет в группах до 7 человек

Продолжительность до 1,5 часов по два раза в неделю.

• знания об окружающем мире

• математические основы (цифры, счет, геометрические фигуры, цвет)

• развитие речи, буквы

• развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)

• физическое развитие (игры с мячом, обручем, подвижные игры)

• специальные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

Кроме того каждый урок включает творческую часть — рисование, лепку, аппликацию, на которой малыш вначале с помощью взрослых, а потом самостоятельно создает какую-либо поделку, что способствует развитию его воображения и мелкой моторики.

На занятиях мягко и безболезненно происходит социализация малыша. Первые занятия проводятся при участии родителей. По мере адаптации ребенок начинает заниматься самостоятельно. Дети под присмотром педагогов учатся общаться друг с другом и со взрослыми, приобретают коммуникативные навыки и способы разрешения конфликтных ситуаций.

от 4 до 7 лет

Комплексная программа развития и воспитания. Форма обучения — игра. Главная задача — сформировать психологическую и интеллектуальную готовность ребёнка к школе, что означает желание получать знания, контактность, умение выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе. Это готовность к сотрудничеству с учителем, умение внимательно слушать и самостоятельно действовать по заданию педагога.

Занятия включают следующие предметы:

◾ арт-терапия (рисунок, лепка, живопись);

◾ природа и окружающий мир;

◾ этикет для малышей;

◾ английский язык для маленьких полиглотов;

◾ развитие элементарных математических представлений (весёлый счёт);

◾ подготовка ребенка к школе.

Проведение праздников

Хотите порадовать своего ребенка в День Рождения и устроить праздник для него и его друзей? В «Успехе» проводят дни рождения и другие детские праздники. Мы берем все хлопоты на себя!

На каждую возрастную группу мы готовим соответствующую развлекательную программу, сюжет которой будет интересен и детям, и их родителям. Наше обязательное правило: активными участниками действия становятся и именинники, а также их маленькие и взрослые гости. Скучать и тихо сидеть в уголке ни у кого не получится!

А еще мы организуем сладкий стол и обеспечим праздник всей необходимой атрибутикой, начиная от подбора грима и костюмов и заканчивая фейерверком из мыльных пузырей! На празднике обязательно работает творческая и фотомастерская, и каждый гость унесет с собой на память о празднике поделку и фотографию в специальной рамочке! В канву сюжета может быть вставлен кукольный спектакль. Ну и, конечно же, обязательный атрибут праздника – именинный торт со свечами.

Время проведения праздников:

• суббота с 12 до 19 часов

• воскресенье с 12 до 16 часов

Справки по телефонам: (812) 314-17-45

Погладьте новорожденному ладонь – и малыш сожмет ладонь в кулак. Иногда ребенок так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх – это называется рефлексом Робинзона. В качестве тренировки вкладывайте спокойному малышу в руки свои пальцы и аккуратно приподнимайте его. Повторять такое упражнение следует порядка 10 раз в день.

Если положить малыша на живот, он начнет ползти. Попробуйте приставить к его подошвам ладонь – ребенок оттолкнется от нее и еще быстрее поползет вперед! Играйте подобным образом по 10-15 минут в день, если у Вашего малыша есть настроение – очень скоро вы заметите, насколько более активным и ловким он стал.

Современные методики развития детей дошкольного возраста

Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.

Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога. Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.

Методика Никитиных

Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных. Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам.

Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.

Вальдорфская школа

Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.

В Вальдорфской школе ребенок будет наслаждаться природой, петь, танцевать, а не сидеть за пособиями и учебниками.

Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку. Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки. Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений.

Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.

Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его. Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий. Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector