4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Убираем ограничение в 4 Гб памяти на 32 битных Windows 8 / 8

Содержание

Убираем ограничение в 4 Гб памяти на 32 битных Windows 8 / 8.1

В этой статье мы разберемся, как убрать ограничение 4 Гб памяти на 32 битных версиях Windows 8 и Windows 8.1, и задействовать всю доступную на компьютере оперативную память.

Большинство пользователей Windows убеждены, что 32 битные ОС Microsoft не поддерживают более 4 Гб оперативной памяти. Таким образом, максимум памяти, доступной в Windows 8/ 8.1 x86 — 4 Гб. А с учетом того, что Windows резервирует часть памяти под свои нужды и нужды периферийных устройств ) чаще всего для видеокарты), конечному пользователю для использования доступны обычно около 3-3,5 Гбайт памяти.

На первый взгляд все логично – пределом адресации для 32 разрядной адресной шины являются те самые 4 Гб. Во всех официальных документах Microsoft указывает именно этот максимальный размер памяти, поддерживаемый во всех клиентских версиях x86-системе. Хотя на самом деле Microsoft немного вводит всех в заблуждение.

Содержание:

  • Что такое PAE и зачем он нужен
  • Патч, включающий PAE и позволяющий задействовать всю оперативную память на Windows 8 / 8.1 x86
  • Установка PAE — патча в Windows 8 / 8.1
  • Удаление патча PAE

Как исправить ситуацию

Решить задачу можно несколькими способами: от изменения настроек системы и подсистемы, до замены комплектующих — в крайнем случае.

Настройка конфигурации

В операционке, например, KW9-00162, может быть установлен лимит объема, поэтому она и не видит всю оперативу. Как его снять:

  • В поиске Windows набрать «Конфигурация системы».
  • В открывшемся окне перейти во вкладку «Загрузка».
  • Кликнуть по разделу «Дополнительные параметры».
  • Проверить, что отметка на «Максимум памяти» не установлена.

Обновление BIOS

Еще один способ решить проблему. Как действовать,подскажет таблица.

Сброс настроек BIOS

Так как подсистема отвечает за сбор сведений о ПК, уже при запуске операционки могут возникнуть трудности, и понадобится сброс настроек. Сделать это можно так:

  1. Обесточить компьютер и надеть электростатические перчатки, браслет.
  2. Разобрать ПК,чтобы получить доступ к системной плате.
  3. Вытащить батарейку из материнки минут на 15.
  4. Засунуть ее обратно.
  5. Закрыть корпус.
  6. Подключить PC к источнику питания и запустить.

Смена планок ОЗУ местами

Банальная перестановка модулей памяти иногда тоже работает. Сначала нужно повторить первые два шага из предыдущего раздела. Потом — вытащить планки и поменять их местами. Если есть свободные слоты, можно попробовать задействовать их.

Сколько физической памяти компьютера доступно 32-разрядной операционной системе Windows 7

Посмотрим, сколько памяти видит windows 7, и что говорит об использовании физической памяти в этом компьютере сама операционная система >

Вот это да! Если верить тому, что мы видим, а не верить, вроде, оснований пока нет, то получается, что 1,51 ГБ – “деньги на ветер”.

Как же так? А все очень просто.

Адресное пространство под нужды оборудования

Посмотрим еще несколько отчетов. Запустим “Диспетчер задач”, затем “Монитор ресурсов” и откроем вкладку “Память” >

Ну вот, собственно, и готовый ответ на вопрос об использовании физической памяти — сколько памяти видит windows 7, или куда исчезли полтора гигабайта физической памяти. Они зарезервированы под нужды оборудования.

Нет, не так. Под нужды оборудования зарезервирована не память, а 1,5 ГБ адресного пространства в интервале 4 ГБ. Так как одно и тоже адресное пространство не может быть одновременно использовано и устройствами и памятью компьютера из-за неизбежного конфликта, “лишней” физической памяти стало просто некуда деться и она оказалась недоступна.

На первый взгляд такое положение вещей не кажется правильным и, естественно, не вызывает радости. Однако, как показала история развития компьютерной техники, решение разместить порты ввода-вывода устройств в основном адресном пространстве процессора было исключительно верным. Это позволило многократно увеличить скорость обмена данными с устройствами и разгрузить центральный процессор. Можно даже предположить, что без такого архитектурного решения, например, вряд ли была бы возможна современная высокопроизводительная графика.

Обратимся еще раз к таблице характеристик процессоров, приведенной в первой публикации. Первым процессором, который имел возможность адресовать 4 гигабайта оперативной памяти, был Intel 80386 выпущенный в 1985 году. Когда разрабатывался компьютер на его основе, было принято решение выделить адреса портов ввода-вывода устройств в верхней части 4-гигабайтного адресного пространства, а нижнюю часть отдать под физическую память.

Как мы уже говорили, представить себе в то время клиентский компьютер с 4 гигабайтами оперативной памяти было крайне сложно. И действительно, долгие годы адреса устройств и максимальный адрес установленной физической памяти шли на встречу друг другу, но не пересекались, и никаких конфликтов не возникало. Выглядело это примерно так >

Конфликт адресов физической памяти и устройств

Некоторое время назад реально появились клиентские компьютеры с 3 — 4 гигабайтами оперативной памяти (сейчас то этим уже никого не удивишь) и адреса оперативной памяти и устройств “встретились” и пересеклись. Вот так условно можно представить картину распределения адресного пространства и использования физической памяти для компьютера с установленными 4 гигабайтами оперативной памяти>

Красная зона в адресном пространстве, занятом устройствами, отражает конфликт, который всегда решается не в пользу физической памяти – это реальные потери, те самые 1,5 ГБ для нашего ноутбука.

Величина “потерь” зависит от того, как много физической памяти установлено в компьютере, и какое адресное пространство резервируют под себя устройства. На разных компьютерах она будет различной. Например, на моем настольном компьютере под нужды оборудования резервируется в два раза меньше — около 0,75 ГБ, но так как физической памяти установлено 6 ГБ, то потери в 32-битной Windows составят уже примерно 2, 7 ГБ, то есть почти половину (!)

Частично воспользуемся методикой, описанной в классической статье Марка Руссиновича «Pushing the Limits of Windows: Physical Memory«, и сделаем две вещи, — они нам пригодятся впоследствии. Воспользуемся маленькой диагностической утилитой MemInfo от Alexa Ionescu. Запустим ее с правами администратора на нашем ноутбуке с ключом –r и посмотрим как используется физическая память >

А теперь откроем “Диспетчер устройств” в “Управление компьютером”. Переключим “Вид” на “Ресурсы по типу” и откроем блок “Память” >

Сравниваем верхнюю границу физической памяти “9F800000”, определенную утилитой MemInfo, с нижней границей диапазона адресов, зарезервированных устройствами. В нашем случае это “A0000000” для видеокарты AMD Radeon HD. Все сходится. Есть еще окно в нижней части в диапазоне 640 КБ – 1 МБ. Как не трудно догадаться, это атавизм, пришедший к нам от 16-разрядного процессора 8086 и ДОС.

Вот так обстоят дела в “классических” 32-разрядных системах. В нашем случае система не является “классической” из-за включенного режима PAE, но выглядит абсолютно так же благодаря Microsoft-овскому ограничению. Очевидно, что задействовать в таких системах полностью 4 ГБ оперативной памяти невозможно в принципе.

Microsoft, некоторым образом, вводит пользователей в заблуждение, декларируя поддержку 4 гигабайт оперативной памяти. На самом деле, как мы уже поняли, система не может задействовать всю память из-за того, что адресное пространство ограничено сверху “FFFFFFFF” (4 ГБ), а именно это и делает Microsoft не смотря на то, что процессор может адресовать несоизмеримо больше и сама ОС давно поддерживает PAE. Одну из наиболее вероятных причин по которой это было сделано мы рассмотрели в прошлый раз.

Как полностью задействовать 4 гигабайта физической памяти в Windows x86

По-хорошему, для того, чтобы продемонстрировать, как можно вернуть “потерянную” память, нужно установить на нашем ноутбуке Linux с ядром PAE или серверную 32-разрядную версию Windows, причем такую, для которой заявлена поддержка более 4 ГБ памяти. Это, например, Windows Server 2003 или 2008 в редакции Enterprise. Делать мне ни первого, ни второго, по правде говоря, совершенно не хочется.

Марк Руссинович использовал для аналогичных целей 64-разрядную ОС. Мы пойдем другим путем. Для этого, правда, придется поступить не совсем честно по отношению к Microsoft — мы просто снимем в ядре ограничение на 4 гигабайта оперативной памяти. Как это сделать можно прочитать здесь.

Делаем и смотрим, что получилось >

Как видим, “потерянная” память сразу нашлась. Еще раз откроем монитор ресурсов >

Тут Windows пытается ввести нас в заблуждение когда говорит, что теперь под оборудование зарезервировано всего 138 Мбайт. Я не буду еще раз показывать карту распределения памяти устройств из “Диспетчер устройств” в силу того, что ровным счетом ничего не изменилось – все устройства остались на своих местах в диапазоне адресов между “A0000000” и “FFFFFFFF”. То есть, на самом деле серым цветом монитор ресурсов показывает не размер адресного пространства, зарезервированного под нужды устройств, а суммарный объем “потерянной” памяти. Почему “суммарный” станет ясно, когда мы перейдем к компьютеру с объемом установленной физической памяти больше 4 ГБ.

Читать еще:  Как с помощью WIMBoot сжать файлы уже установленной Windows 10

Посмотрим диапазоны зарегистрированной физической памяти с помощью утилиты MemInfo >

Видим, что внизу добавился новый диапазон размером 1,4 ГБ. Это и есть наша “потерянная” память. Из-за того, что мы продолжаем оперировать 32-х разрядными адресами, получился, как бы, конфликт. На самом деле никакого конфликта нет в силу того, что добавившийся диапазон физических адресов лежит выше “FFFFFFFF”. Попробуем графически изобразить то, что получилось после того, как мы сняли 4-гигабайтное ограничение >

“Умный” чипсет и BIOS ноутбука перенесли конфликтную часть физической памяти выше 4 Гбайтной границы. Благодаря этому и работающему режиму PAE, этот участок физической памяти стал доступен операционной системе.

Тут не лишним будет отметить, что для того, чтобы “потерянная” память могла вернуться, нужен не только процессор с поддержкой PAE, но и материнская плата, которая, во-первых, поддерживает больше 4 ГБ ОЗУ, во-вторых, умеет перемещать адресные блоки физической памяти, конфликтующие с оборудованием, выше “FFFFFFFF”. В BIOS по поводу последнего даже может быть отдельная настройка, что-то типа “Memory Remapping”. В использованном мной ноутбуке я такой настройки не нашел – видимо выбор Enabled/Disabled происходит в нем автоматически.

Подводим промежуточные итоги:

32-битные клиентские операционные системы Microsoft могут работать со всей установленной в системе физической памятью. В том, что это действительно так, мы убедимся в заключительной публикации на эту тему на примере компьютера с 6 ГБ оперативной памяти.

Снятие ограничения в Конфигурации системы

По умолчанию система может постоянно и без необходимости резервировать при загрузке для себя значительный объем оперативной памяти.

Перейдите в конфигурацию системы командой msconfig, загруженной из окна командного интерпретатора (Win + R).

Откройте вкладку Загрузки и выберите текущую ОС из списка, если установлено несколько. Нажмите на кнопку «Дополнительные параметры». Снимите флажок с опции «Максимум памяти» и щелкните на «ОК» для сохранения изменений.

После перезагрузки ПК проверьте, сколько памяти использует Windows 10.

Почему системе может быть не доступна вся память

Встроенная видеокарта отнимает часть ОЗУ

Этот подраздел актуален для тех ноутбуков и ПК, на которых есть встроенная видеокарта (ее еще называются интегрированной, например, Intel HD, AMD Vega). Сейчас таких, в общем-то, большинство.

Начинать разбираться с вопросом нужно с диспетчера задач (для его вызова нажмите Ctrl+Shift+Esc).

Во вкладке «Производительность» вы можете увидеть два значения: сколько всего установлено памяти, и сколько из нее используется (в моем случае 12 ГБ всего, и 10,9 ГБ из них используется Windows — т.е. получается, что у меня куда-то пропал

Память — использование памяти (зарезервировано аппаратно 1,1 ГБ) / Windows 10

Кстати, если вы зайдите в панель управления и откроете вкладку «Система и безопасность/Система» — то вы также сможете узнать о том сколько памяти установлено и сколько доступно.

Установленная память — 12 ГБ, доступно 10,9 ГБ

Обратите внимание, что в диспетчере задач (если у вас ОС Windows 10) — можно также просмотреть, сколько памяти отнимает встроенная видеокарта (графический процессор). В моем случае использует она как раз этот самый 1 ГБ.

Использование выделенной памяти

Кстати, узнать о том, сколько памяти установлено на ПК и сколько из них использует встроенный видеоадаптер можно с помощью утилиты CPU-Z. Для этого, после ее установки и запуска используйте разделы Memory и Graphics . См. скриншот ниже.

CPU-Z — оперативная память, видеокарта

Если вас не устраивает, что строенная видеокарта отнимает такое большое количество памяти — то в ряде случаев, используя настройки BIOS (UEFI), можно изменить это значение. Разумеется, на каждом компьютере/ноутбуке (в зависимости от железа) значения «регулировки» могут быть разными (см. скрин ниже).

Кстати, стоит отметить, что количество выделенной памяти для интегрированной карты — может влиять на ее производительность.

Как может называться искомый параметр : Share Memory Size, Internal Graphic Mode Select, Onboard Video Memory Size и др.

Share Memory Size — выделение памяти видеосистеме

Память не определяется в BIOS

Если в диспетчере задач (или свойствах системы, см. скрин ниже) отображается общее количество установленной памяти меньше, чем физический имеющейся на ПК (например, у должно быть 8 ГБ, т.к. установлено 2 планки по 4 ГБ, но отображается в Windows только 4 ГБ) — возможно, что какая-то планка просто не определилась в BIOS.

Установленная память — 12 ГБ

Разумеется, в этом случае необходимо перезагрузить компьютер, войти в BIOS и посмотреть, определилась ли память там, какой ее общий объем.

Total memory — общая память — UEFI

Кстати, также узнать с каким планками памяти Windows может работать — можно с помощью утилиты AIDA64 (вкладка «Системная плата/SPD» ).

AIDA64 — системная плата

Почему может не определяться память в BIOS:

  • планка памяти пришла в негодность (рекомендуется ее проверить на другом ПК/ноутбуке);
  • установлена не та планка памяти. Вообще, перепутать планки достаточно сложно (т.к. DDR3, например, не установишь вместо DDR4) , однако если речь идет о ноутбуках — то легко можно установить DDR3L (с пониженным энергопотреблением) вместо DDR3 (а они не на всех устройствах обратно-совместимые!). Более подробно: https://ocomp.info/kakaya-ozu-podoydet-noutbuku.html
  • окислились контакты планки памяти, попала пыль в разъем и пр. Попробуйте аккуратно почистить контакты памяти резинкой и кисточкой, разъем следует хорошо продуть;

Чистка контактов памяти резинкой и кисточкой

  • установлены некорректные настройки BIOS. Попробуйте сбросить их в заводские предустановки;
  • возможно, что ваша версия BIOS содержит ошибки и нуждается в замене (в прошивке на более новую версию). О том, как это сделать: https://ocomp.info/kak-obnovit-bios-noutbuka.html
  • Неактуальные параметры загрузки

    С целью ускорения компьютера, некоторые пользователи (иногда через спец. ПО) меняют параметры загрузки и сами того не подозревая, ограничивают использование ОЗУ. Поэтому, если у вас система видит, скажем, 8 ГБ, а использует только 4-5 ГБ — обязательно проверьте эти параметры.

    • сначала нужно нажать сочетание Win+R , чтобы появилось окно «Выполнить»;
    • далее ввести команду msconfig и нажать Enter;

    после перейти в раздел «Загрузка» (выбрать ОС, если у вас их несколько), и нажать по кнопке «Дополнительные параметры загрузки» ;

    Загрузка — дополнительные параметры

    далее посмотрите, не установлены ли у вас галочки рядом с параметрами «Число процессоров» и «Максимум памяти» (в идеале никаких ограничений стоять не должно!).

    Все галочки сняты!

    Ограничение ОС Windows

    Разные версии Windows могут «видеть» и использовать разное количество ОЗУ.

    1. если у вас 32-х битная ОС — то макс. количество памяти, которое в ней будет доступно — 3,25 ГБ (чтобы задействовать большое количество памяти — ОС необходимо переустановить на 64 битную) . Это актуально для любых ОС Windows XP/7/8/10;
    2. если используется Windows 7 starter (64 bit) — то у нее ограничение в 2 ГБ, у версии Windows 7 Home (64 bit) — 8 ГБ. У Windows 8/10 (64 bit) — ограничение в 128+ГБ (даже для домашних версий).

    Для того, чтобы точно узнать свою версию ОС:

      нажмите Win+R и введите команду dxdiag ;

    в появившемся окне посмотрите строку «Операционная система» — в ней будет указана и версия Windows и ее битность (в моем случае Windows 10, 64 bit).

    Какая у меня Windows, 32-64 bit

    Материнская плата или ЦП не поддерживает нужный объем памяти

    У каждой материнской платы и ЦП есть «свое» ограничение как по объему, так и по типу памяти, с которой они могут работать. Разумеется, обойти это ограничение нельзя*.

    Узнать, эти ограничения можно:

    1. в документации, которая шла в комплекте к вашему железу;
    2. в тех. характеристиках, которые можете посмотреть на сайте производителя и в онлайн-магазинах;
    3. в спец. утилитах, например, в AIDA64 — вкладка «Системная плата/чипсет» . В моем примере макс. объем памяти 16 ГБ, поддерживаемые типы: DDR3-1066, DDR3-1333, DDR3-1600 (SDRAM).

    Системная плата — чипсет — AIDA64

    Дополнения по теме приветствуются.

    • Windows 7 Starter x86 (32 bit): 2 Гб
    • Windows 7 Home Basic x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 7 Home Premium x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 7 Professional x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 7 Enterprise x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 7 Ultimate x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 7 Home Basic x64 (64 bit): 8 Гб
    • Windows 7 Home Premium x64 (64 bit): 16 Гб
    • Windows 7 Professional x64 (64 bit): 192 Гб
    • Windows 7 Enterprise x64 (64 bit): 192 Гб
    • Windows 7 Ultimate x64 (64 bit): 192 Гб
    • Windows 8 x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 8 Professional x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 8 Enterprise x86 (32 bit): 4 Гб
    • Windows 8 x64 (64 bit): 128 Гб
    • Windows 8 Professional x64 (64 bit): 512 Гб
    • Windows 8 Enterprise x64 (64 bit): 512 Гб

    32 Гб оперативной памяти не нужны игровому компьютеру в 2020 году — мнение владельца ПК с избыточным объемом ОЗУ

    В свое время мною был приобретен комплект из двух модулей по 16 Гб оперативной памяти Crucial Ballistix BL2K16G30C15U4B, стоимостью в 10 000 рублей по старым ценам, для сборки универсального ПК на Ryzen с прицелом на будущее для работы и игр (как конкурент PlayStation 5). Но на мою материнскую плату TUF B450M-PRO GAMING, мнение о которой было высказано в предыдущей статье, компания Asus выпустила последнюю версию BIOS аж в декабре 2019 года, а сама материнская плата благополучно практически исчезла с прилавков, следовательно, никакой поддержки процессоров Ryzen 4000 на Zen 3 не предвидится. Процессор же Ryzen 7 2700 даже в разгоне показал себя в играх на уровне старого i7 2700K в разгоне до 4.5 — 4.7 Ггц, либо же вовсе уступил ему.

    реклама

    В итоге для «продления потенциала» материнская плата нуждается в замене на модель с чипсетом B550, а процессор, соответственно, из-за отсутствия поддержки на новых материнских платах (и из-за своей бессмысленности в играх), требует замены на модель из ряда Ryzen 3000, например, на Ryzen 5 3500X, который полностью эквивалентен Ryzen 7 2700 в цене (с учетом продажи БУ процессора), выигрывает у восьмиядерной модели по FPS в играх, ну и, что наиболее важно, имеет усовершенствованный контроллер памяти, позволяющий разгонять ОЗУ до потенциальных 3800 MHz. «А, быть может, плюнуть на все и пересобраться на Intel?» — это уже вопрос из разряда вечных.

    Но тема «потенциала» платформы AM4 и необходимого количества ядер для игр — это те вопросы, которые заслуживают отдельного рассмотрения в будущих статьях. В данном же материале мы в который раз коснемся болезненного для многих вопроса — актуального объема оперативной памяти, необходимого для игр здесь и сейчас. И я попытаюсь вас убедить в том, что для современного игрового ПК в 2020 году нет необходимости покупать 32 гигабайта оперативной памяти, а объем памяти в 16 гигабайт останется актуальным как минимум до выхода DDR5 для мейнстримных платформ.

    Итак, так как некоторые читатели не изучают предоставленный мною материал досконально, но пытаются оспорить мои суждения, ссылаясь на фразы, вырванные из контекста, я призываю вас не торопиться с преждевременными выводами и обдумать то, что будет высказано далее.

    реклама

    И уже почти, что традиционное напутствие: перед тем, как читать изложенный здесь материал, вам стоит держать в голове, что это лишь мое мнение по данному вопросу, и я не считаю его полностью объективным и истинным — оно основано на личном опыте любителя-самоучки, не имеющего технического образования. И, так как у меня нет монополии на истину по данному вопросу, самых внимательных и инициативных читателей я призываю дополнить статью равносильными моим суждениями, если таковые имеются, чтобы параллельно развивалась и альтернативная точка зрения.

    Для начала я предлагаю выделить несколько гипотетических типов геймеров, которые могут задаться вопросом о покупке 32 гигабайт оперативной памяти DDR4 (потому что 32 Гб ОЗУ DDR3 в системе с двухканальным режимом работы оперативной памяти — это настоящее безумие): геймер, имеющий систему на DDR4 с общим объемом ОЗУ в 16 Гб; будущий геймер, не имеющий ПК, либо же имеющий крайне старый компьютер без возможности рационального и дешевого апгрейда; геймер, имеющий морально устаревшее железо на платформе c DDR3, общий объем которой составляет 6-8 гигабайт; геймер, имеющий морально устаревшее железо на платформе c DDR3, общий объем которой составляет 12-24 гигабайта.

    реклама

    Итак, иметь 32 Гб оперативной памяти стандарта DDR4 оправдано лишь в том случае, если игровой компьютер собирается здесь и сейчас с прицелом минимум на 5 лет (в перспективе на 8-10 лет без апгрейда). Если же у вас уже есть система с 16 Гб ОЗУ типа DDR4, то нет никакого смысла добавлять оперативную память для бытовых задач и игр, если вы планируете обновить систему полностью и перейти на DDR5. Если же вы имеете ПК с 12-24 Гб DDR3 (AM3+, LGA 115X, различные Xeon с 3-4 каналами оперативной памяти), то вам также нет смысла до выхода DDR5 обновлять систему и прыгать «уходящий поезд DDR4», лучше вложите деньги в видеокарту, а если у вас 8 либо же меньше гигабайт DDR 3, то проще всего увеличить объем оперативной памяти до 16 Гб, а для поднятия FPS в играх просто обновить видеокарту. Если же у вас нет никакого компьютера, старая консоль, крайне старый ПК (c памятью DDR2 и старше), который невозможно проапгрейдить так, чтобы дотянуть до выхода DDR5, играя в новинки, то для вас есть определенный смысл задуматься о приобретении нового компьютера с 32 Гб DDR4, и если вы точно знаете, что денег «на завтрашний день» уже не будет и в ближайшие 8-10 лет придется довольствоваться собранным сейчас компьютером.

    На этом, собственно, можно было и закончить — посыл дан, и он достаточно разжеван; но чтобы не быть голословным, давайте все-таки поэкспериментируем с оперативной памятью и попытаемся «забить» 32 Гб ОЗУ простыми бытовыми задачами, которые актуальны для 99% потенциальных геймеров-читателей. Естественно, работа которых не связана с большими объемами данных, сложным монтажом или любыми другими специфичными видами деятельности, требующими 32 Гб ОЗУ и больше.

    реклама

    Перед началом экспериментов прошу ознакомиться с тестовым стендом.

    • Системная плата: Asus TUF B450M PRO GAMING;
    • Процессор: AMD Ryzen 7 2700, OC 3900 MHz;
    • ОЗУ: CRUCIAL Ballistix BL2K16G30C15U4B 2×16 Гб, 3333 MHz CL14
    • Система охлаждения процессора: GELID Phantom;
    • Термопаста: Arctic Cooling MX-4 ;
    • Видеоадаптер: GeForce GTX 1060 Xtreme Gaming 6G;
    • Накопители: Samsung SSD 850 120GB (под Windows), Western Digital WD Blue 1 TB (под игры);
    • Блок питания: Enermax Revolution D.F. , 650 Ватт;
    • Корпус: Thermaltake View 31 TG;
    • Монитор: Sharp Aquos lc-26le320e-bk ;
    • Операционная система: Windows 10 Pro x64 (1909).

    Итак, когда информация о тестовой конфигурации оглашена, предлагаю начать «загружать» оперативную память с того, что мы выясним, каково «базовое» потребление ОЗУ операционной системой в моем случае.

    Перед вами только что запущенная система. Я ничего предварительно не настраивал, ничего не отключал, думаю, что нет смысла выявлять, сколько потребляет «чистая» ОС без Aero, автозагрузки и прочего. Это расход оперативной памяти только включившегося реального рабочего компьютера.

    Теперь предлагаю перейти к «синтетике». Задача проста: 50 открытых вкладок в двух браузерах: Opera и Chrome.

    Чтобы «синтетический» тест не был полностью бессмысленным, и его результаты можно было как-то интерпретировать, было решено открыть первые 50 страниц в «Википедии» по алфавитному порядку на букву «A». Каждая страница была полностью загружена и «проскроллина» с возвратом в исходное положение. Стоит отметить, что в браузерах Opera и Chrome страницы были открыты в идентичном порядке с пустой вкладки. Списки страниц также были полностью идентичны друг другу и, естественно, каждая открытая страница «хранила» в себе уникальный материал, отличающийся между собой по содержанию и объему данных. Такое тестирование я считаю показательным при работе в интернете или, например, при написании курсовых и дипломных работ в учебных заведениях.

    Chrome:

    Тестирование, к сожалению, показало, что компьютер «для учебы» тоже нуждается в объеме оперативной памяти больше 8 гигабайт.

    Opera:

    Вопреки распространенному мифу, из данного тестирования удалось выяснить, что браузер Chrome, по крайней мере на данный момент, потерял статус «пожирателя оперативной памяти».

    Теперь давайте посмотрим на потребление оперативной памяти в реальном и типичном для меня сценарии работы за компьютером.

    В моем браузере открыты 25 вкладок различных сайтов, которые я использую в процессе работы.

    Помимо этого в данный момент я рисую в графическом редакторе заглавную картинку для статьи, состоящей из нескольких слоев + нескольких картинок в других окнах для работы над основным проектом. Для связи со мной у меня открыт десктопный мессенджер. Браузер с 25 вкладками также ожидает моего переключения. Запущен Steam, свернута простенькая, но просто отличная игра ATOM RPG. Собственно, открыт диспетчер задач для мониторинга потребления оперативной памяти. MSI Afterburner считает потребляемую игрой оперативную память. В Excel строятся гистограммы, а в Word набирается текст текущей статьи. Открыт FRAPS для построения графика FPS через Excel. Запущен Origin. Панель Nvidia и программка для выделения необходимой области экрана под скриншот также работают на фоне. В проводнике открыты 3 папки.

    И даже такая совершенно нестандартная для типичного геймера работа «съедает» всего 9 Гб (округляю в большую сторону) оперативной памяти компьютера.

    Давайте теперь проверим, сколько оперативной памяти нужно современным и серьезным играм.

    Демонстрировать потребление оперативной памяти игрой я собираюсь в Red Dead Redemption 2, так как это самая высокотехнологичная и требовательная к ресурсам ПК игра из тех, которые установлены в данный момент на моем персональном компьютере.

    Настройки игры были следующие: разрешение экрана 1360X768, сглаживание 4X MSAA (остальные сглаживания выключены), абсолютно все остальные настройки «выкручены» на максимум (в том числе и дополнительные).

    Так как игра у меня пройдена, я специально загрузился в одну из самых «тяжелых» миссий в городе, связанных с ограблением банка, перед этим около получаса разгуливал по самому большому городу в игре, чтобы по максимуму загрузить оперативную память.

    В процессе миссии максимальная загрузка ОЗУ была запечатлена на скриншоте.

    И, чтобы не судить о потреблении памяти лишь по одной игре, предлагаю протестировать расход ОЗУ в Метро: Исход.

    Игра тестировалась на профиле графических настроек «Экстрим», разрешение было выбрано 1360×768. Все дополнительные опции графики были включены и выставлены в максимально возможное положение.

    Тестирование игры происходило на локации Тайга. Я в течение 40 минут гулял по локации и пытался максимально загрузить оперативную память.

    Спустя 20 первых минут потребление оперативной памяти увеличилось на 700 Мб от первоначального потребляемого объема и составило 6835 Мб.

    Спустя следующие 20 минут игры мне все-таки удалось «загрузить» оперативную память более чем на 7 Гб.

    Кто-то скажет, что такое тестирование абсолютно не объективно, но давайте тогда предположим, что через 5 часов игры и, соответственно, переходов на новые уровни, потребление оперативной памяти достигнет 8 Гб, а может даже и 10 Гб, если очень сильно постараться. Но этот факт никак не говорит о том, что 32 гигабайта ОЗУ сейчас нужны для игр, бытовых занятий на компьютере или даже игр с одновременной работой и серфингом в интернете. 16 Гб оперативной памяти в данный момент достаточно для использования ПК на бытовом уровне.

    Итак, давайте подведем итоги по проделанной работе. Первое, если вы захотите приобрести 32 гигабайта оперативной памяти, вы должны в первую очередь осознавать, для каких целей будет использоваться такой объем ОЗУ, но для игр, определенно, не требуется больше 16 гигабайт памяти. Второе, если вы гонитесь за максимальным FPS в играх, вам достаточно купить 16 гигабайт оперативной памяти, но при этом с высокой частотой и низкими таймингами и, естественно, одноранковые модули, так как они разгоняются потенциально лучше двуранковых. Третье, объем ОЗУ в 32 гигабайта будет востребован очень не скоро — пройдет минимум 2-3 года перед тем, как лишь некоторые игры начнут потреблять больше 16 гигабайт оперативной памяти, но массовое потребление больше 16 гб оперативной памяти случится лишь тогда, когда эти 32 гигабайта оперативной памяти станут массовыми и доступными даже для самого минимального игрового компьютера (как сейчас с ОЗУ в 16 гигабайт), по предположениям это будет лишь «в эпоху DDR5» и далеко не в самом ее начале.

    Ну, и если вы приобрели 32 Гб оперативной памяти DDR4, то не стоит расстраиваться. Такой объем памяти позволит вам «дотянуть» как минимум до конца жизненного цикла DDR5 и выждать того момента, когда будет действительно сильный разрыв в производительности между скоростными модулями DDR4 и среднебюджетными экземплярами DDR5, чтобы действительно выгодно обновить систему. Да, вы не получите максимальный FPS, но при наличии быстрого восьмиядерного процессора точно обеспечите себе стабильный гейминг без апгрейдов на ближайшие года (за исключением лишь видеокарты).

    Меняем настройки интегрированной графики в BIOS (UEFI)

    Во многие материнские платы интегрирован видеочип. Своей памяти встроенная видеокарта не имеет и использует оперативную память системы. Встроенное графическое ядро может зарезервировать память для себя, и в этом случае она будет недоступна системе.

    1. Перезагружаем компьютер и входим в интерфейс микропрограммы BIOS или в его более современный вариант UEFI. На разных компьютерах для этого могут использоваться различные клавиши, наиболее часто для входа в BIOS используются клавиши «Delete» или «F2». При загрузке компьютера на экране появятся подсказки, какую клавишу следует нажать.
    2. Вид экрана BIOS зависит от производителя материнской платы, поэтому точных инструкций дать невозможно. В нашем примере для изменения настроек встроенной видеокарты следует перейти в раздел периферии. Параметры, которые нас интересуют, это «Интегрированная графика», «Объем памяти для нужд видеоподсистемы» и «Суммарный объем памяти DVMT».

    Находим настройки интегрированной графики в UEFI

    1. Следует выставить минимальные значения объема памяти.

    Задаем объем памяти для нужд видеоподсистемы

    Меняем суммарный объем памяти DVMT

    1. При наличии на компьютере дискретной видеокарты, можно полностью отключить интегрированное видео, установив в соответствующей строке значение «Disabled».

    Отключаем интегрированную графику

    1. Для сохранения изменений и выхода из BIOS (UEFI) нажимаем клавишу «F10» и перезагружаем ПК, а затем проверяем объем доступной памяти.

    Немного теории. Разрядность шины памяти

    32-битные ЦПУ и АЛУ — архитектуры, основанные на регистрах и шинах данного размера. Диапазон целых значений, которые могут быть сохранены в 32 бит: от 0 до 4294967295. Таким образом, процессор с 32-битной адресацией памяти может напрямую обращаться 4 Гб памяти.

    Реальный режим памяти

    После подачи сигнала сброса или включения питания процессор начинает работу в реальном режиме; в этом режиме начинается исполнение BIOS IBM PC-совместимого компьютера. В компьютере имеются различные виды оперативной памяти. В первых компьютерах применялся так называемый реальный режим работы процессора, не позволявший адресовать более 1 Мбайт памяти. Начальная область адресов от 0 до 640 Кбайт использовалась для оперативной памяти, а область от 640 Кбайт до 1 Мбайт – для памяти и регистров периферийных устройств, таких как видеоадаптеры и дисковые контроллеры. Раньше оперативная память была очень дорогая, поэтому далеко не в каждом компьютере было установлен максимально возможный объем – 1 Мбайт. Можно было встретить компьютеры с объемом оперативной памяти, например, 512 Кбайт. Программы в те времена, конечно, тоже были не очень требовательны к объему памяти. С появлением операционных систем Microsoft Windows и IBM OS/2 требования к объему памяти, установленной в компьютере, резко возросли. Компания Intel выпустила процессор i80286, способный адресовать в защищенном режиме до 16 Мбайт физической памяти. Теперь память с адресами в пределах первого мегабайта стала называться стандартной, а выше этого предела — расширенной (extended). Размер расширенной памяти определяется во время инициализации компьютера и записывается в память CMOS, откуда ее нетрудно извлечь.

    Защищенный режим памяти

    Суть защищённого режима в следующем: программист и разрабатываемые им программы используют логическое адресное пространство, размер которого может составлять 1 гигабайт. Логический адрес преобразуется в физический адрес автоматически с помощью схемы управления памятью (MMU). При этом содержимое сегментного регистра не связано напрямую с физическим адресом, а является номером сегмента в соответствующей таблице. Благодаря защищённому режиму, в памяти может храниться только та часть программы, которая необходима в данный момент, а остальная часть может храниться во внешней памяти (например, на жёстком диске). В случае обращения к той части программы, которой нет в памяти в данный момент, операционная система может приостановить программу, загрузить требуемую секцию кода из внешней памяти и возобновить выполнение программы.

    Страничная организация памяти

    Основная мысль сводится к формированию таблиц описания памяти, которые определяют состояние её отдельных сегментов/страниц и т. п. При нехватке памяти операционная система может выгрузить часть данных из оперативной памяти на диск, а в таблицу описаний внести указание на отсутствие этих данных в памяти. При попытке обращения к отсутствующим данным процессор сформирует исключение #PF (разновидность прерывания) и отдаст управление операционной системе, которая вернёт данные в память, а затем вернёт управление программе. Таким образом для программ процесс подкачки данных с дисков происходит незаметно.

    До изобретения виртуальной памяти процессор работал с областью не более 4096Кб т.к. вся память доступная «выше» считалась недоступной ибо не соответствовала реальной памяти. Т.е. использовалось прямое обращение к памяти например в процессоре с 16-ти разрядным полем адреса и 4096 словами памяти можно было адресовать не выше 4095 т.к. все, что выше не соответствовало реальным адресам памяти.

    В старых компьютерах (с ЦП работающем только в реальном режиме) без организации виртуальной памяти при обращении вы ше 4095 программа сгенерировала бы ошибку и прекратила выполнение. В современных компьютера работающих с процессорами поддерживающими виртуальный режим, адреса памяти, например, с 8192 по 12287 отображаются на адреса основной памяти с 0 по 4095 используя технологию страничной памяти. При адресации свыше 4095, содержимое памяти будет сохранено на диск, слова с 8192 по 12287 будут загружены в основную память и отображение изменится так, что адреса с 8192 по 12287 будут соответствовать памяти с 0 по 4095. такие фрагменты памяти, которые считываются с диска и «накладываются» на основную (доступную физически 4096) память для процессора назыаются страницами. Адреса к которым обращается программа — виртуальное адресное пространство, а реальные адреса памяти реализованные аппаратно — физически доступная память.

    Первые ОС применяли очень простые методы управления памятью. Вначале каждый процесс пользователя должен был полностью поместиться в основной памяти, занимать непрерывную область памяти, а система принимала к обслуживанию дополнительные пользовательские процессы до тех пор, пока все они одновременно помещались в основной памяти.

    В современных компьютерах память доступная приложениям не имеет однозначного соответствия с реальной физической. ОС осуществляет связывание логических и физических адресных пространств. Адресное пространство, к которому обращается процессор за данными и кодом, в котором располагаются сегменты (названное линейным адресным пространством) может не соответствовать реальной физической памяти. Физическая память (включая буферы внешних устройств, например видеобуфер) может быть отображена в линейное адресное пространство произвольным образом — каждая страница (размером 4 килобайта) линейного пространства может быть переадресована на любую страницу физической памяти через каталог страниц, располагающийся в оперативной памяти.

    | 0|0 |1 |0 |1 |1 |0 |0 | Ячейка хранит данные 1/0 в 8 разрядах. Сама ячейка имеет адрес .

    8-и разрядная ячейка может хранить 8 бит (8 единичек/ноликов, называется словом). Слова могут быть разной длины. |0|0|1|0|1|1|0|1| — слово в 8бит (1байт), |0|1|0|0|1|0|1|0|1|0|0|0|0|1|1|0| — слово в 16бит (2байта).

    Если адрес состоит из n-бит, то максимальное число адресуемых ячеек составит 2 в степени n. Число адресуемых
    ячеек памяти зависит от числа битов в адресе, длины слова.

    | | данные
    П Адрес 0 —> | 0|0 |0 |0 |1 |1 |0 |0 |

    О Адрес 1 —> | 0|0 |1 |1 |1 |1 |0 |0 |

    Л Адрес 2 —> | 0|0 |1 |0 |1 |1 |0 |0 |

    Е Адрес 3 —> | 1|0 |1 |0 |1 |1 |0 |0 |
    А Адрес 4 —> | 0|0 |1 |0 |1 |1 |0 |0 |

    Д Адрес 5 —> | 0|0 |0 |0 |0 |1 |0 |0 |

    Р Адрес 6 —>| 0|0 |1 |0 |1 |1 |0 |0 |

    Е Адрес 7 —> | 1|0 |1 |1 |1 |1 |0 |1 |

    max адр. памяти будет = 2(кол-во состояний ячейки 1/0) в степени 8(кол линий поля адреса) = 256.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector